foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


8 (383-41)-3-71-58
mmc_berdsk@edu54.ru

Главное меню


Автор статьи
социальный педагог МБОУ СОШ №10 «Пересвет»
Зибарева Людмила Николаевна

 

Семья и учреждение образования – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная семья отличается своей нестабильностью. В обществе растет число конфликтных семей, где негативные взаимоотношения родителей между собой отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают его права, лишают защиты. Такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Особое внимание следует уделять семьям учащихся, находящихся в социально опасном положении.

Cоциально-педагогическая деятельность должна быть направлена на повышение качества профессионального уровня  посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. Методическая работа должна содействовать формированию профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций.

Ключевые компетенции – наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. Ключевые компетенции: исследовательские, социально – личные, коммуникативные, организаторская деятельность и сотрудничество.

Поэтому я считаю, что к работе методического объединения для социальных педагогов целесообразно привлекать специалистов КДНиЗП, ПДН, сотрудников психологической службы Центра «Дарс» и «Юнона». Привлекать к повышению уровня профессиональных знаний специалистов НИПКиПРО, исследовательских институтов, специалистов, занимающихся применением на практике современных систем, форм и методов, отвечающих требованиям ФГОС ООО и законодательной базе РФ.

Я бы предложила определить следующие задачи в работе методического объединения:

1) расширение теоретических знаний социальных педагогов по выявлению психологического неблагополучия детей; изучение систем педагогических технологий через обучающие семинары;

2) изучение алгоритма планирования работы по выведению семьи несовершеннолетнего из кризисной ситуации, анализируя опыт работы социальных педагогов города и области;

3) повышение уровня профессиональной компетентности через систему круглых столов по обмену опытом.

И, скорее всего, третий пункт должен стать приоритетным, так как от профессионализма социального педагога зависит результативность его деятельности.

Поскольку социальный педагог работает с детьми, то его профессиональная компетентность определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволяет противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в процессе деятельности.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

  • гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);
  • психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);
  • психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
  • психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Без этих качеств очень сложно добиться хороших результатов в работе с детьми. Выделив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Но, если личностные качества социальный педагог имеет от рождения, воспитания, жизненного опыта, то профессионализм приходит с опытом и в процессе самообразования. Для достижения этих целей  необходима профессиональная помощь специалистов, так как профессиональная компетенция включает в себя специфический  набор знаний и умений.

 

Профессиональная компетентность включает в себя знание:

  1. нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);
  2. теории и истории социальной педагогики;
  3. методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе со всеми категориями детей в разных социумах;
  4. возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
  5. социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);
  6. методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся:

  • аналитические умения, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;
  • прогностические умения, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально-педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;
  • проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;
  • рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;
  • коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Cчитаю, что постоянное образование, использование опыта других специалистов, освоение и внедрение в работу современных воспитательных и педагогических технологий принесёт положительные результаты в работе с детьми, тем самым станет более эффективной в современных условиях.